Очерк.
Краткая история тайцзи-цюань стиля чень. ©
Историю пишут победители. Это довольно известное
утверждение не совсем понято молодым людям, изучавшим историю в школе и прочих
учебных заведениях. Для них она данность в преподанном виде. Но опыт наблюдения
за развитием исторического процесса, что обычно случается с возрастом,
показывает, не все так однозначно. Даже на небольших исторических отрезках, в
сорок - пятьдесят лет, можно заметить различные трактовки прошедших событий, а
зачастую и полную их трансформацию, вплоть до противоположности. Прошлым всегда
управляет настоящее, особенно в стремлении объяснить самим себе, каким оно
должно было быть. И тот, кто является победителем в текущий момент, навязывает
свое видение прошедших событий, проигравшим. Так есть.
История тайцзи-цюань не является в этом плане
исключением. Во время культурной революции в Поднебесной было уничтожено много
архивов, рукописей и самих мастеров. Прошлое пытались переписать, зачастую
успешно. Кроме того, тайцзи-цюань это семейное боевое искусство, и каждая семья
хранила свои секреты от других. Такова традиции Китая. Поэтому в Поднебесной насчитываются
десятки, если не сотни стилей УШУ. Более того, каждый китайский мастер мечтает
стать отцом-основателем своего собственного стиля УШУ, хотя бы для того чтобы
войти в историю. Посему в каждой «семье», то есть «веточке» единого стиля, был
свой взгляд на историю в целом. И не случайно, все хотели, чтобы именно их
направление было главным и вошло в историю как основное. Как это очень
по-человечески.
На сегодня есть несколько версий истории
тайцзи-цюань, главных и не второстепенных. И каждая школа УШУ придерживается
определенного, подходящего им. Здесь я не буду навязывать взгляд своей школы,
своего направления, а просто опишу выдающихся мастеров, без которых история
тайцзи-цюань была бы не возможна. Кроме того мой взгляд не претендует на
историческую точность, с ней и без меня напряг. Это просто мое скромное видение
предмета, основанное на опыте постижения искусства, долголетней практики и ощущениями
от общения с мастерами.
Считаю, что вторым фактором творящим историю
являются выдающиеся личности, особенно, в каком либо направлении творчества. А
боевые искусства это бесспорное творчество, причем самое древнее. Итак, к
личностям. Посмотрите на любой вид единоборств, не в современном состоянии, а в
исторической ретроспективе, которые сохранялись хотя бы на столетия. В основном
это восточные боевые искусства, китайские, японские, корейские. Они сохранились
у тех народов, которые бережно относится
к традициям и наследию предков. Там всегда были и есть мастера, которые передавали
свои знания и секреты, и были ученики, которым это было нужно. То есть
сохранялась традиция передачи знания и опыта, а с другой стороны традиция его
принятия, сбережения и совершенствования. Сохранилось то, что на востоке
называют одним словом - «путь». На этом пути наблюдается следующее явление. При
непрерывной передаче знаний, ученичестве, повсеместно наблюдается то, что редко
кто из учеников мог достигнуть уровня своего учителя, а тем более его
превзойти. А став впоследствии учителем, он в свою очередь не будет превзойден
своими учениками, и так далее. Начинается
процесс деградации искусства и идет, пока не появится человек, который, таки,
превзойдет своего учителя. Это бесспорно самородок, талант, гений! Он своими
достижениями поднимает практикуемый вид единоборств на новую высоту, с которой
потом опять начинается затухание или падение, и которое идет до следующего
Самородка. Так и в истории тайцзи-цюань периодически возникали славные имена,
поднимающие ее на новый высокий уровень. И были времена затишья, когда не было
славных имен, тогда искусство опрощалось.
Почему так? Думаю, потому что в любом виде боевых
искусств есть принципы максимальной эффективности. На самом деле они едины для
всех стилей, но по-разному объясняются и тренируются, так же по-разному до них
доходят. Они основаны на понимании биомеханики, физики, психики и энергетики
человека в совершенстве. А это уже не просто искусство и великий личный труд по
достижению мастерства, но и наука, причем Наука с большой буквы. Зачастую
известный Мастер сам не может объяснить грамотно ученикам, что и как надо
делать, но может это продемонстрировать и применить в реальной обстановке. Я
имею в виду применение законов физики, биомеханики, психологии и энергетики. И
получается такой феномен, что сделать может, но как он это сделал, не знает и
объяснить не может. Его понимание процесса происходит на подсознательном
уровне. Здесь мы сталкиваемся с практической философией, прикладной наукой и практикой
невысказанных знаний. Но помимо мастеров практики были и ученые мужи, мастера
философии, имевшие возможность теоретически обосновать то, чем они занимаются. Они
внесли огромный теоретический вклад в практику, писали книги, пытались научно
объяснить, то что постигали на практике. И еще реже мастер кулачного боя был
магистром философии, как говорится, два в одном. Именно с таких имен и
начинается история тайцзи-цюань.
Первым был Чжан Саньфэн,
человек легендарный и мифический. История не сохранила дат его жизни, можно
сказать только век - пятнадцатый. Человек глубоко образованный и обеспеченный
занимал высокие посты уже в молодости. А в зрелом возрасте посвятил себя
собиранию и переосмыслению знаний, в частности даосской философии. И конечно
изучал боевые искусства и совершенствовался в них. Одна из легенд о нем
рассказывает как он, сидя на берегу реки, наблюдал бой змеи и цапли (в других
источниках, сороки). Птица била змею клювом, но не попадала в нее, так как
последняя ловко уклонялась от ударов, смещаясь совсем незначительно. В итоге
птица разбила клюв в кровь о камни, а змея удалилась не поврежденной. Как
гласит легенда, это послужило толчком создания боевого искусства основанного на
уступчивости, мягкости и податливости, когда мягкое побеждает жесткое. Еще
тайцзи-цюань называют наукой о том, как победить уступая. В своих трудах Джан
Саньфен впервые описал принципы тайцзи-цюань. Вот некоторые из них:
- мягкое преодолевает жесткое,
- все движения округлые и непрерывны,
- надо начинать движение вторым, а завершать
первым,
- неспешностью, контролируется скорость,
- малое контролирует большое,
- четыре ляна сдвигают тысячу цзиней,
- прилипать и неотрывно следовать,
- проваливать противника в пустоту,
- использовать сознание, не использовать
силу.
Было ли тайцзи-цюань до него? Ответ
однозначный, конечно было. Но называлось по-другому и имело не все принципы в
совокупности. Заслуга Джана и каждого следующего Мастера в том, что они собрали
лучшее и правильное из разных источников. В тайцзи-цюань он сделал это первым.
Кстати, тайцзи-цюань так и не возникла при нем, по крайней мере, не приобрело
современного названия. Он создал лишь предпосылки, хотя и считается легендарным
родоначальником этого вида УШУ. Тем не менее, Всемирный День Тайцзи, празднуется в честь его
дня рождения, тоже легендарного, то есть не установленного, а назначенного на
29 апреля.
Теперь в целом, что же такое
тайцзи-цюань? Это собрание четких принципов биомеханики и выполнение определенных
законов движения, где нарушение одного из законов или принципов ведет к утрате эффективности,
то есть тайцзи-цюань исчезает. В дальнейшем появилось несколько стилей
тайцзи-цюань. Все они отличаются друг от друга нюансами и акцентами, и, в разное
время, разной приближенностью и истине. Зачастую стилевые особенности являются
отклонением от принципов, то есть заблуждениями или ошибками, а иногда
наоборот, стилевые особенности являются четким соблюдением принципов и законов.
Правда все это меняется до своей противоположности и зависит от Мастера
ведущего тот или иной стиль. Бывает, что Мастер вытягивает свой стиль на новую
высоту правильности и эффективности.
Вторым столпом тайцзи-цюань стал Чэнь Вантин, это уже семнадцатый
век. Второе его имя Цзоутин, 1600 – 1680 г.г. Жил он в провинции Хэнань, уезд
Вэньсянь, деревня Чэньцзягоу и стал представителем девятого поколения семьи
Чэней. Как видите история о предыдущих девяти поколениях семьи Чень не
отличается значимостью личностей. Вантин был военачальником среднего чина, но
прославился борьбой с бандитами. Уйдя в отставку он посвятил себя изучению и
собиранию лучших достижений того времени в боевых искусствах, цигун, даосской
философии и алхимии. Судя по всему, он был человек образованный и талантливый. Вантин
соединил в тайцзи-цюань древние знания «И-Цзин», даосские методы саморегуляции
даоинь и туна, используя медицинский трактат «Хуантин цзин», приемы армейского
рукопашного боя из системы генерала Ци Цзигуана, описанных в «Цзисяо синьшу. Цюаньцзин
саньшисань ши». Он был человек не заурядный и потому остался в истории.
Следующий столп тайцзи-цюань Чэнь Чансин (1771 –
1853 г.г.). Представитель 14 –го поколения клана Чэней, глава школы тайцзи-цюань
семьи Чэнь в 6-м поколении, величайший мастер своей эпохи, он был
профессиональным телохранителем. Как человек образованный, написал несколько
трудов о тайцзи-цюань. «Тайцзицюань ши даяо лунь» («Рассуждения о десяти
больших требованиях к тайцзицюань»), «Тайцзицюань юнъу яо янь» («Требования к
практике боя в тайцзицюань») и «Тайцзицюань чженьдоу пянь» («Сочинение о бое в
тайцзицюань»). Прославился тем, что обобщил и очистил предыдущие знания, и лично
практиковал тайцзи-цюань на высочайшем уровне.
Чэнь
Чансин известен еще тем, что впервые, передал семейную традицию не члену клана
Чэней Ян Фукуэю (Ян Лучаню). И тогда тайцзицюань из родового селения Чэней,
которое называется Чэньцзягоу, постепенно начал распространятся по всему Китаю.
Впоследствии постепенно развились другие направления и стили тайцзицюань.
Ян Лучань (1799—1872) обучившись в семье
Чэней, ушел и создал свой стиль Ян, широко распространившийся настоящее время и ставший причиной отношения
к тайцзи-цюань, как к оздоровительной гимнастике. Он первый человек в истории,
который обучался тайцзи-цюань в семье Чэней, и не принадлежал им по родственной
линии. А может и не первый, но первый вошедший в историю. Есть легенды, что его
не учили, а он подглядывал и сам учился, но поверьте, это не возможно. Тем не менее,
выучившись, он ушел из деревни и создал свой стиль Ян. Что послужило причиной
его ухода от своих учителей и создание своего стиля, есть разные слухи. Но, на
мой взгляд, все могло быть так. Он человек не из клана, чужак, добившийся
высоких результатов, и даже, превзошедший своего учителя, а это исторический
факт. На то, что он был высочайшим Мастером, нет разночтений и сейчас. Посудите
сами, кому понравится талантливый чужак, не местный, не наш! Скорее всего, у
него возникали конфликты на этой почве. И, возможно, было непризнание его
мастерства в кругу семьи Чэней. Тогда, он ушел и создал свое имя в новом стиле
тайцзи-цюань, назвав его Ян. А может просто был человеком амбициозным и не
стеснялся своего мастерства, а просто исполнил заветную мечту любого китайца,
стать отцом-основателем нового, своего собственного, стиля УШУ. Тем не менее, и
как бы оно не было, он превзошел своих учителей из деревни Чэней массовостью своих
последователей и широтой экспансии стиля. И сегодня стиль Ян самый
распространенный стиль тайцзи-цюань не только в Китае, но и по всему Миру.
Став
Мастером Ян Лучань был приглашён в столицу, где преподавал тайцзи-цюань сначала
в императорских казармах, а в
последующем во дворце принца. Тогда же он получил свое прозвище, Ян Уди —
«Ян непобедимый», благодаря многим победам над другими мастерами. Преподавая во
дворце, вынужденно, ему пришлось постепенно менять характер движений, делая их
более плавными и растянутыми. И основной упор в тренировках делать на
оздоровительный эффект, который в тайцзи-цюань невозможно не заметить. «Что
является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни» - так
говорили во Дворце. Тогда же стали считать, что занятия тайзи-цюань привилегия
знати, ученных и философов, то есть людей благородных. И сейчас часто сравнивают
тайцзи-цюань с гимнастикой цигун, называя ее динамической медитацией или
энергетической практикой, и даже системой духовного развития. Все так и не так.
Тайцзи-цюань это целостная система, и вычленение из нее одного отдельного
аспекта, при игнорировании остальных, не раскрывает, даже частично, всей пользы
от практики. В практике, одно дополняет другое и каждое в отдельности связанно
с целым. «Движется оно – движется всё» - это закон тайцзи-цюань, как искусства.
Продолжим. Тогда же тайцзи-цюань семьи
Чэнь разделился на два направления. Представителем первого – «лаоцзя», старой
формы остался Чэнь Чансин. Представителем второго – «синьцзя», новой формы стал
Чэнь Юбэнь. Он убрал из старой формы (лаоцзя) некоторые относительно трудные
движения и составил новую форму – синьцзя. Его преемник Чэнь Цинпин видоизменил
ее еще больше, сформировал впоследствии новый стиль – Чжаобаоцзя тайцзи-цюань.
Его ученики Хэ Чжаоюань (1811 – 1891), У Юйсян(1812 – 1880), Ли Цзинтин также
создают стили тайцзи-цюань семьи Хэ, тайцзи-цюань семьи У, Хулэйцзя
соответственно. Так стали возникать новые стили, которые возникают до сих
пор.
Естественно нельзя считать ни один стиль
хуже другого и наоборот. Все дело не в стилях, все дело в людях ими
занимающимися. Личность творит стиль, и новый стиль возникает тогда, когда его
создатель понял суть тайцзи-цюань, вернул на место утраченные принципы,
восстановил законы движения, и т.п. Конечно, это касается только живучих
стилей, проверенных временем. В противном случае стиль вырождается как
искусство, превращаясь в оздоровительную или художественную гимнастику, что
тоже полезно для большинства занимающихся, но не развивает их.
Но вернемся к основной линии стиля Чэнь.
Величайший столп практически нашего времени, или самого недавнего прошлого, был
Чэнь Факэ (второе имя Фушэн, 1887 – 1957), представитель 17-го поколения Чэней
из Чэньцзягоу, представитель 9-го поколения ортодоксального тайцзи-цюань клана
Чэнь был правнуком Чэнь Чансина и выдающимся мастером своего времени. Он
восстановил все принципы и законы тайцзи-цюань в совершенстве, и считается
самым великим Мастером всех времен. Чэнь Факэ с 1928 по 1957 годы преподавал в
Пекине и снискал широкую известность как большой мастер в применении боевой
техники. Соперники обычно не успевали сообразить, как оказывались поверженными.
Чэнь Факэ также обладал великодушием и высокой воинской доблестью и всегда с
радушием принимал людей, пришедших его испытать. Очень много мастеров в Пекине
испытывали его технику и не было таких, которые остались недовольны его
уровнем мастерства и высокими моральными качествами. Столичные мастера
ушу говорили, что он великий учитель и дали прозвище «Первый в тайцзи». Его
учениками и последователями были Гу Люсинь и Фэн Чжицян, их имена и сейчас на
слуху.
Чэнь Чжаокуй (1928-1981) сын Чэнь Факэ был единственным
прямым наследником традиционной ортодоксальной старой формы и носителем ее
секретов. В его исполнении она выглядела мягкой и текучей с внезапными
взрывными выбросами силы. Он так владел техникой циньна (искусство заломов и
захватов), что люди едва касались его, как тут же становились беспомощными. К
несчастью у него была трудная судьба, совпавшая с событиями культурной
революции и так называемых «преобразований». Большую часть жизни прожив в нужде
и невостребованности, по причине идеологической направленности того времени, он
рано и трагично умер. Передать свое мастерство он сумел лишь ограниченному
кругу учеников, тем не менее, оставил после себя записи, где зафиксировал
принципы и методы тренировок не только свои, но и своего отца. Благодаря Чжаокую
эта информация осталась навсегда для познания и постижения будущими поколениями.
Ма Хун (1927
- 2013) личный ученик и приемник Чэнь Чжаокуя, не принадлежит семье чэнь,
тем не менее, является продолжателем традиции, внесшим огромный вклад в
популяризацию и кристаллизацию переданных ему знаний. Будучи человеком
образованным, журналистом, преподавателем и писателем, он к 36 годам потерял
здоровье и по совету врачей начал заниматься тайцзи-цюань. В 1971 году он
встретил Чэнь Чжаокуя и продолжил
заниматься под его руководством. Причем к этому времени занятия тайцзи-цюань
уже излечили его от всех болезней. Под руководством Мастера он с настойчивостью
и азартом продолжил обучение. В те времена мастера боевых искусств подвергались
гонениям, и Ма Хун приютил Чжаокуя у себя дома, вместе с его сыном Чэнь Юйем.
Занимались они только после захода Солнца, тайно. Огромный его вклад в
искусство в том, что Ма Хун объединил большое количество оставленных ему
Чжаокуем заметок, добавил к ним свои ежедневные записи занятий, отредактировал
и выпустил книгу по этим материалам под названием «Полная книга практики
тайцзицюань семьи Чэнь». После он также выпустил еще несколько изданий: «Боевое
применение тайцзицюань семьи Чэнь», «Разъяснение теории тайцзицюань семьи
Чэнь», «Теория и практика тайцзицюань семьи Чэнь», «Сборник серии фотографий к
тайцзицюань семьи Чэнь». После кончины Чэнь Чжаокуя, в целях распространения
стиля Чэнь Чжаокуя, он основал «Общество по изучению тайцзицюань семьи Чэнь» в
Шицзячжуане. Ма Хун не жалея сил и сейчас продолжает распространять в Китае и
по всему миру «Тайцзицюань Чэнь Чжаокуя». В настоящее время его книги
переведены на русский язык, напрямую с оригинала Романом Романовым,
Петербургским Мастером тайцзи-цюань, моим другом и спаринг-партнером по
обучению в течение нескольких лет. Ушел Ма Хун в преклонном возрасте, сохранив
здоровье и бодрость до самого конца. До последних своих дней он всегда делал
всю форму три раза, причем в таких позициях, которые будут затруднительны и для
молодых людей. Своей жизнью он доказал полезность и благотворность для здоровья
правильного и полного выполнения практики тайцзи-цюань стиля чэнь.
В настоящее время остались ученики Ма
Хуна и Чэнь Юй (1962г), сын Чэнь Чжаокуя, внук Чэнь Факэ, который стал
приемником стиля и является представителем 19-го
поколения семьи Чэнь. Он с 17 лет занимается самостоятельно, до этого его учил
отец, пока был жив. Сейчас он преподает тайцзи-цюань в Чэньцзягоу, где считается
большим Мастером. У него подрастает сын, намеренный продолжать династию.
Еще в Чэньцзягоу
есть Мастера Чэнь Сяован, Чэнь Чженлэй, Ван Сиан и другие. Они не учились у
Чэнь Факе, он уехал в Пекин и там преподавал, поэтому учились у его дяди. В
настоящее время они являются активными популяризаторами тайцзи-цюань во всем
мире, и в своих практиках достигли высокого уровня мастерства.
Но это
все будущая история.
Алексей Сощенко
2016г
Комментариев нет:
Отправить комментарий